Часто меняется настроение
- Главная
- Все программы
- Часто меняется настроение
Психолог для взрослых в Екатеринбурге Психологическое консультирование и психотерапия пользуются все большей популярностью и становятся очень востребованными. Качество жизни, здоровья и семейного благополучия имеют прямую зависимость от внутренней работы...
Эмоциональный интеллект для детей 4-6 лет или курс “Страна Детства” – это коммуникативная психологическая программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Количество занятий в курсе: 10 Предусмотрено увлекательное...
Оцените уровень онлайн консультаций профессиональных психологов нашего центра Психологическое консультирование и терапия пользуются все большей популярностью и становятся востребованными. А онлайн формат имеет свои плюсы: Работа со своим специалистом...
Тренинги коммуникаций и развития эмоционального интеллекта для детей и подростков в Екатеринбурге, Авторский Проект “GROW”. “Драйв свободного общения”, программа 7-9 лет Проект “GROW” – это увлекательные, современные психологические тренинги...
Содержание
- Причины перепадов настроения
- Разновидности, возрастной фактор
- Диагностика настроения и эмоционального состояния
- Методы помощи и рекомендации
У ребенка часто меняется настроение
Резкие перепады в настроении ребенка, способствующие плохому поведению – это не следствие неудовлетворительного воспитания или капризного характера. Если говорить о взрослых людях, то причины частых перепадов настроения понятны – неурядицы в карьере, личной жизни, проблемы во взаимоотношениях и т.д. Человек во взрослом возрасте способен высказать жалобу, обсудить ее причины. Ребенок не способен рефлексировать, поэтому вопрос становится более сложным.
Когда родитель наблюдает за тем, как часто и резко меняется настроение ребенка, вначале создается впечатление, что малыш избалован. Его начинают воспитывать привычными методами. Но когда проблема не исчезает в течение длительного времени, возникает вопрос о том, не является ли она симптомом нервных расстройств.
Причины перепадов настроения
Ребенок часто копирует одного из родителей. Возможно, причина скрывается в поведении взрослых поблизости. Среди частых причин описываемой проблемы выделяют:
- физиологические – уровень гормонов щитовидки, недостаток определенных микроэлементов;
- дефицит витаминов – резкому перепаду эмоционального состояния способствует недостаток витаминов В, магния, йода, цинка и других веществ;
- причины психоэмоциональной природы – недостаточное внимание в адрес ребенка, недостаток поддержки и защиты.
За расстройством настроения может стоять возрастной кризис. Это “переломный” момент в жизни человека, который помогает психике развиваться. Первый крупный кризис происходит в 3 года, когда у человека гиперболизируется потребность делать все самостоятельно. Второй кризисный период – 6-7 лет, во время поступления в школу. Он сопровождается страхом новой обстановки и коллектива, страхом не соответствия надеждам родителей.
Последующий крупный кризис – подростковый период с 11-15 лет. Изменяется не только настроение – меняются физиологические процессы, работа всех органов и систем. Физиологические аспекты провоцируют масштабные психологические изменения.
Перепады настроения выступают частым симптомом синдрома дефицита внимания (СДВГ). Патология проявляется нарушениями поведения, психоэмоционального состояния, нарушениями сна. При СДВГ дети не способны проводить время за тихой и спокойной игрой, им очень сложно сосредоточиться, имеются проблемы с запоминанием.
Разновидности, возрастной фактор
Первая разновидность смены настроения – проблема в возрасте до 1 года. Выявить психическое нарушение довольно сложно, поскольку центральный симптом единственный – это частый плач. Ребенок плачет даже тогда, когда он не голодный, ничего не болит, не устал, не мокрый и лежит в удобной кроватке. Плохому настроению свойственен особый плач – тихий, более низкий по тональности, монотонного характера. Следует обратить внимание на состояние матери малыша, которая может легко передавать негативные эмоции и резкую смену настроения своему чаду.
В плохом настроении малыша от 1 до 3-х лет также есть свои причины. Ребенок уже более самостоятельный, способен сам передвигаться. Но он не может осуществлять многие желания самостоятельно. Настроение меняется в худшую сторону из-за непонимания родителей. Другая причина – малыш потерял что-то важное для себя. 2-3 летний человек без осознанных потрясений способен пережить, например, развод мамы и папы. Он более остро переживает утрату любимой игрушки или ежедневные уходы мамы на работу.
У детей в возрасте 3-8 лет для резкой смены настроения характерны проявления: скрытность, ранее не свойственная необщительность, незаинтересованность, подавленность. В таком возрасте к причинам подключается социальный фактор – у ребенка проблемы с взаимоотношениями в кругу сверстников или родственников.
Ближе к подростковому возрасту (11-15 лет) возникновение резких перепадов настроения объясняется перестройкой физиологии. В поведении подростка возникает множество странностей, симптомов депрессивных расстройств. Вероятность психического нарушения повышается, если имеются симптомы: грубые расстройства сна, выраженная изоляция от людей, нарушения пищевого поведения, жестокость, боли и пр.
Рекомендуется обращать внимание на продолжительность и выраженность проявлений. При подозрениях на психическое заболевание следует отвести ребенка на консультацию со специалистом.
Диагностика настроения и эмоционального состояния
Резкая смена настроения говорит о том, что малыш переживает эмоциональное напряжение, растерянность. Состояние детей тесно связано с атмосферой дома, с взаимоотношениями между мамой и папой, с настроениями в детском коллективе.
За частыми сменами психоэмоционального состояния могут скрываться симптомы депрессии или другое психическое расстройство. А может оказаться, что ребенок просто вошел в возрастной кризис. Для выявления точных причин желательно обратиться к детскому психологу или психотерапевту. Специалист проанализирует конкретную ситуацию и предоставит рекомендации, учитывая особенности определенного ребенка.
Желательно провести лабораторную диагностику, чтобы выявить уровень важных витаминов и макроэлементов, которые могут стать причиной резкой смены эмоционального состояния.
Врач-психотерапевт или психиатр на первичной консультации осуществляет сбор анамнеза, оценивает семейную обстановку, в которой растет ребенок. Диагностика нестабильности эмоциональной сферы у детей часто включает в себя рисуночные тесты и беседы после них. Рисуночные методики эффективны, поскольку ребенок не способен самостоятельно объяснить свое состояние и описать его. При наличии признаков заболевания специалист разработает индивидуальные рекомендации для конкретного ребенка.
Методы помощи и рекомендации
“Качели” эмоциональных реакций ребенка – не повод ругать, кричать, одергивать или смеяться с него. Нельзя также выдвигать жесткие требования для послушания, психологически унижать или подавлять. Не рекомендуется самовольно назначать любые аптечные препараты, даже витамины. Общие рекомендации для родителей:
- избегать фраз, которые запрещают ребенку проявлять свои чувства и эмоции (“мальчики не плачут”, “замолчи”, “не кричи” и пр.);
- при желании ребенка – проводить занятия в игровой форме по развитию эмоциональной сферы (рассказывать и показывать какие бывают эмоции, для чего они нужны и т.д.);
- постараться ненавязчиво выяснить у ребенка, что провоцирует его беспокойство (для маленьких детей – понаблюдать за поведением, найти провоцирующий фактор, если он существует);
- вместе разработать план дня, записать его на листке;
- хвалить за маленькие успехи, поддерживать ребенка;
- уважать личность малыша, спрашивать его мнение, брать во внимание его желания и способности;
- обеспечить удовлетворительное питание и полноценный сон;
- повышать собственную педагогическую просвещенность, обратить внимание на соответствующую литературу о воспитании.
Если ребенок ничего не хочет рассказывать и не идет на контакт, не нужно его допрашивать и психологически давить. Он может сам не понимать причин своей грусти, злости или беспокойства. В таком случае стоит поговорить на отвлеченные темы, найти методы повышения настроения.
Родители занимают ключевую позицию в формировании психики малыша. Поэтому надо тщательно проанализировать психическое состояние окружающих взрослых. Психотерапевтические методики подбираются конкретно под определенного ребенка, при этом центральной задачей ставится благополучие малыша.