Замкнутость
- Главная
- Все программы
- Замкнутость
Эмоциональный интеллект для детей 4-6 лет или курс “Страна Детства” – это коммуникативная психологическая программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Количество занятий в курсе: 10 Предусмотрено увлекательное...
Тренинги коммуникаций и развития эмоционального интеллекта для детей и подростков в Екатеринбурге, Авторский Проект “GROW”. “Драйв свободного общения”, программа 7-9 лет Проект “GROW” – это увлекательные, современные психологические тренинги...
Причины замкнутости ребенка
Содержание
- Первичная симптоматика
- Отличия замкнутости от стеснительности
- Причина проблемы
- Рекомендации родителям
Каждый конкретный ребёнок отличается индивидуальными способами адаптации. По типу темперамента взрослые и дети делятся на интровертов и экстравертов. Интроверты не нуждаются в большом количестве контактов и насыщенном общении. Эстраверты же напротив – в ситуации общения с разными людьми чувствуют себя как рыба в воде, для них социальное взаимодействие – важная часть жизни. Однако даже максимально интровертированный малыш нуждается в диалоге с окружающими.
Первичная симптоматика
Поведение интроверта отличается от замкнутого ребенка. О наличии проблемы говорит ряд признаков:
- полное отсутствие друзей, приятелей;
- крайняя неразговорчивость – ребенок отвечает на вопросы даже близких людей очень редко, тихо, использует дежурный набор фраз;
- заметно, что малыш ощущает сильный дискомфорт от присутствия других, особенно малознакомых людей;
- отсутствие личной точки зрения – ребенок не озвучивает свое мнение, не отстаивает свои позиции;
- возможны эмоциональные нарушения: резкие перепады настроения, излишняя обидчивость, сентиментальность, чувствительность;
- страх новизны (нового коллектива, переезда и пр.);
- слабая жестикуляция, руки часто находятся за спиной, в кармане;
- присутствует нестандартное хобби, классическая игра интересует ребенка редко.
Описанные проявления сильно влияют на дальнейшее развитие психики. Иногда подключаются соматические симптомы: проблемы со сном, головные боли, спазмы мышц, заикания, частые ОРВИ. В таком случае необходима консультация врача – психиатра, либо невролога, а также помощь психолога. Лечение любой патологии более легкое, если симптомы вовремя распознать.
Отличия замкнутости от стеснительности
Ошибочно мнение о том, что стеснительность – это и есть замкнутость, ее причина или следствие. Замкнутые и стеснительные дети нередко реагируют одинаково. Например, у них заметна настороженность в адрес незнакомых людей, повышенная тревожность. Однако стеснительный или скромный человек нормально общается с близкими людьми, родственниками, родителями.
Жизнь замкнутого ребенка – одновременная нелюбовь к общению, но и страдания по поводу одинокого стиля жизни. Такое качество не является врожденным. Оно выступает либо симптомом патологии (например, аутизма), либо проявлением какой-либо психотравмирующей ситуации. Чрезмерно замкнутому ребенку необходима психологическая помощь, поддержка взрослых.
Причина проблемы
Причин замкнутости, если отбросить наличие психопатологии, может быть множество. Некоторые из них:
- проблемная семья – присутствуют частые ссоры дома между родителями, ребенок стремится уйти от ссор в свой внутренний мир;
- родитель-перфекционист предъявляет слишком завышенные требования, выражает частое недовольство поведением ребенка;
- родитель был/является равнодушным к чувствам и переживаниям ребенка, часто подчеркивает их незначительность;
- присутствует психотравма, связанная с насмешками со стороны родственников или одногодок;
- мощное эмоциональное потрясение в прошлом (сильный испуг, насилие, потеря или предательство).
Особо опасно, если проблема оказывает влияние на школьное обучение или занятия в детском садике. Следом за замкнутостью возникают трудности с чтением, импровизацией, творчеством.
Во многих случаях время – не лучший помощник. Оставлять процесс на самотек нельзя и даже опасно. Поэтому лучший вариант – консультация психолога.
Рекомендации родителям
Детский возраст – очень нежное время. Ребенок впитывает не только значение слов, но и тембр, интонацию, окружающую обстановку, отношения между членами семьи. То, чего делать нельзя – называть малыша “замкнутым” вслух, ссориться около ребенка. Нужно меньше критиковать, обвинять, оскорблять (“неумеха”, “растяпа” и пр.), проявлять больше заинтересованности.
Не рекомендуется демонстрировать ребенку времяпровождение за гаджетами. Не желательно, чтобы у него перед глазами часто возникала такая картина, когда родители долго заняты своими “делами” в интернете. Из-за этого малыш не ощущает потребности в общении с ним. За совместными ужинами или завтраками стоит обсуждать планы на грядущий день, мотивировать ребенка высказаться на этот счет.
Нельзя запрещать те занятия, которые ребенку нравятся. Даже несмотря на то, что они могут быть странными или бесполезными на первый взгляд. Если у него возникло желание рассказать историю или поделиться впечатлениями – стоит внимательно выслушать, не отказывать во внимании. Важно также учитывать мнение ребенка, доверять, уважать его точку зрения.