Сложности адаптации в коллективе
- Главная
- Все программы
- Сложности адаптации в коллективе
Эмоциональный интеллект для детей 4-6 лет или курс “Страна Детства” – это коммуникативная психологическая программа развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Количество занятий в курсе: 10 Предусмотрено увлекательное...
Песочная терапия — один из методов арт-терапии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и...
Тренинги коммуникаций и развития эмоционального интеллекта для детей и подростков в Екатеринбурге, Авторский Проект “GROW”. “Драйв свободного общения”, программа 7-9 лет Проект “GROW” – это увлекательные, современные психологические тренинги...
Консультации психолога в Екатеринбурге: семейного, детского, подросткового; психолога для взрослых. Кто к нам обращается? Семьи с детьми, пары, взрослые. Вас беспокоят взаимоотношения с близкими людьми? Сохраняется чувство тревоги, беспокойства, разочарования...
Сложности адаптации ребенка в коллективе
Содержание
- Как происходит адаптация ребенка
- Детский сад и школа
- Факторы, влияющие на трудность адаптации
- Признаки стресса
- Рекомендации для родителей
Процесс становления личности в обществе происходит путем адаптации в новом коллективе. Плохая адаптивность чревата проблемами с обучаемостью, нарушением психической и физической составляющей здоровья.
Адаптацией называют приспособление психики и тела к новым условиям среды. Школа или детский сад сильно отличаются от привычной детской площадки или домашних условий. Учебные и воспитательные заведения отличаются собственными правилами поведения, коллективом. Адаптация в коллективе тесно связана с организационными вопросами, новым распорядком дня. В данной ситуации необходимо время и помощь, поддержка родителей.
Как происходит адаптация ребенка
Существует несколько условных этапов адаптации. На первом этапе малыш начинает присматриваться к окружению, изучать обстановку, правила поведения. Для детей данный процесс представляет сложность, поскольку они только начали познавать окружающую действительность, устанавливать свои границы и воспринимать чужие.
Второй этап адаптации – попытки начать диалог со сверстниками, приспособиться к установленным нормам. Происходит выстраивание личных границ в коллективе. Третий этап адаптации сопровождается уже выстроенной стратегией поведения в коллективе.
Скорость прохождения всех стадий индивидуальна – от 5 недель до 5-6 месяцев. Данный фактор зависит от темперамента личности, семейного воспитания, особенностей учебного заведения и т.д.
Детский сад и школа
Перед посещением детского сада стоит обратить внимание на распорядок дня малыша. Режим следует менять заранее, постепенно – приучать ребенка к ранним пробуждениям, делать утро более улыбчивым. С малышом следует проводить соответствующие беседы в непринужденном тоне: рассказывать собственные истории о детстве, преподносить садик как положительный опыт.
Если ребенок ранее не общался ни с кем, кроме родственников, следует начать выводить его на детские площадки для взаимодействия с другими детьми. Нужно давать больше свободы – не стоит сразу влезать в детские конфликты, а постараться предоставить возможность ребенку самостоятельно решить проблему (например, если кто-то из детей отбирает игрушку). В детский сад первое время рекомендуют отводить ребенка на 2-3 часа под присмотром. Это время увеличивают постепенно. Надо внимательно выслушивать то, что малыш рассказывает о новом опыте.
Школа – изменение ведущей деятельности ребенка. Игра плавно переходит в обучение. Легче тем первоклассникам, которые ранее посещали детский сад. У домашних детей, ранее не знакомых с садиком, возникает двойная психологическая нагрузка – адаптироваться к коллективу и к процессу обучения. Быстрая смена уроков (физкультура, чтение, математика) требует навыков быстро собирать и разбирать вещи, переодеваться. Поэтому перед началом школьной жизни не нужно проделывать все это за ребенка.
Факторы, влияющие на трудность адаптации
Причины, по которым адаптация проходит труднее:
- новый, непривычный распорядок дня;
- ограничения в поведении, связанные с правилами учебно-воспитательного заведения (например, запрет на подвижную игру в определенное время);
- необходимость общения с одногодками, учителями, воспитателями;
- новая обстановка, непривычные обязанности (например, усидчивость продолжительное время);
- плохая атмосфера дома, ссоры между членами семьи, педагогическая непросвещенность родителей.
В группе риска находятся дети гиперактивного склада. У таких малышей возникают трудности с концентрацией внимания, усидчивостью, соблюдением порядка.
Риску больше подвержены дети, у которых повышен уровень утомляемости вследствие индивидуальных особенностей психики или неких патологий. В таком случае часто наблюдается неуспеваемость, проблемы с домашними заданиями. Проблемы нередко возникают у первоклассников, отличающихся особой одаренностью. Таким ученикам на школьных занятиях становится скучно, им необходима индивидуальная программа обучения.
Единственный ребенок в семье или ребенок, родители которого склонны к гиперопеке – также группа риска. В такой ситуации поможет психолог, который скорректирует детско-родительские отношения.
Признаки стресса
При сильном стрессе ребенок становится раздражительным, возникает робость, неразговорчивость, капризность. Возможно появление нарушений сна, утрата аппетита – в таком случае требуется диагностика врача или психолога. Без специализированной помощи проблема окрашивается в серьезные соматические симптомы, возникают проблемы с поведением в учебном заведении.
Стоит попробовать поговорить с ребенком, но ненавязчиво: выяснить, из-за чего конкретно возник сильный стресс. Возможно, причина в трудностях взаимодействия с одноклассниками, или в страхе учителей, или в неумении преподнести себя коллективу.
Рекомендации для родителей
До начала посещения сада или школы стоит постараться чаще посещать с малышом общественные места: театры, музеи, выставки, детские площадки. Это становится своеобразной тренировкой. Другие рекомендации:
- прощаясь с ребенком в садике/школе, не нужно затягивать процесс;
- избегать того, чтобы учебно-воспитательное в разговорах представлялось неким наказанием;
- до официального посещения учреждения стоит посетить его 1-3 раза вместе с ребенком в форме экскурсии;
- заранее мотивировать предстоящим событием, рассказывать о том, почему школа или садик – это интересное место;
- при желании малыш имеет право первое время посещать школу с любимой игрушкой;
- заранее ознакомить ребенка с правилами поведения в школе/саду;
- не перегружать первоклассника сразу дополнительными кружками и секциями;
- создать приятную, доброжелательную атмосферу дома, в кругу семьи, учитывать мнение ребенка;
- заранее формировать навыки самообслуживания.
Адаптивные способности детей во многом зависят от психологической установки родителей. Маме и папе желательно спокойно относиться к факту посещения учебно-воспитательного учреждения – благодаря этому ребенок будет ощущать себя более уверенно.