Частые истерики
- Главная
- Все программы
- Частые истерики
Оцените уровень онлайн консультаций профессиональных психологов нашего центра Психологическое консультирование и терапия пользуются все большей популярностью и становятся востребованными. А онлайн формат имеет свои плюсы: Работа со своим специалистом...
Песочная терапия — один из методов арт-терапии. Это способ общения с миром и самим собой, способ снятия внутреннего напряжения, воплощения его на бессознательно-символическом уровне, что повышает уверенность в себе и...
Консультации психолога в Екатеринбурге: семейного, детского, подросткового; психолога для взрослых. Кто к нам обращается? Семьи с детьми, пары, взрослые. Вас беспокоят взаимоотношения с близкими людьми? Сохраняется чувство тревоги, беспокойства, разочарования...
Содержание
Дети в младшем возрасте часто устраивают истерики – это способ получить желаемое, привлечь внимание или симптом патологии. Родителям важно научиться адекватно реагировать на детскую истерику. Иначе она превратится в способ манипуляции над взрослым.
Определение
Приступы истерики – яркий всплеск эмоций в форме криков, плача или физических действий. Закатывают истерику чаще маленькие дети, не способные иным способом выразить потребности или проконтролировать эмоции. Причина детских капризов далеко не всегда в попытке манипуляции.
Малыш не умеет манипулировать примерно до 3-4 лет. Причина в том, что человеческая психика такого возраста еще не владеет навыком эмпатии. То есть человек до 3-4 лет не способен представить себя на месте другого человека. А это необходимо сделать при манипуляции, чтобы понять, как другой человек поведет себя в определенной ситуации. Прекратить истерику, успокоить малыша – задача любого заботливого родителя.
Реакция родителей
Первое необходимое действие – тщательное наблюдение за тем, в какие именно моменты случаются истерики. Можно выявить “триггеры”, пусковые механизмы возникновения подобного всплеска эмоций ребенка. Пример: триггер – ситуация выполнения домашнего задания в школе или в саду. Ситуацию изменить невозможно, однако можно изменить стратегию поведения взрослых в этой ситуации. Возможные варианты выхода из ситуации выше:
- делать перерывы в выполнении заданий чаще;
- больше выражать поддержки, одобрения, похвалы в адрес ребенка;
- разбивать сложные для него задачи на мелкие шаги.
Истерическое поведение ребенка ни в коем случае не должно вызывать родительский гнев в грубой форме, психологическое и/или физическое насилие. Важно сохранять спокойствие, рассмотреть ситуацию творчески. Молчать тоже не стоит. Существует такая стратегия, как отзеркаливание. Следует проговаривать вслух чувства ребенка: “Да, я понимаю, что ты сейчас чувствуешь злость/печаль/раздражение, но я не могу купить тебе это потому что…”. Чего не стоит делать и говорить:
- игнорировать ребенка 1-3 лет во время истерических проявлений;
- угрожать, давить, шантажировать;
- проводить нравоучения во время приступа;
- выполнять насильственные действия (поднимать на руки, тащить за руки);
- повышать тон голоса;
- пытаться поговорить с ребенком во время пикового этапа истерики.
План действий
Перед применением методов успокоения ребенка на практике, важно учесть родительское состояние. Взрослым следует научиться справляться сначала с собственными сильными эмоциями, возникающими во время детского истерического приступа. Стоит понять, что истерики возникают у ребенка не по причине его желания – он в такие моменты ощущает душевную боль, обиду или сильное раздражение.
Если начинается ощущение, что детская истерика передается взрослому, нужно вовремя остановиться, начать дышать медленно и глубоко. Человек в детском возрасте чувствителен к тембру, тональности голоса. Поэтому в общении с ребенком каждое слово должно звучать дружелюбно, спокойно. Речь – разборчивая, четкая.
Методы предотвращения
Рекомендации при частых истериках необходимо разрабатывать с учетом особенностей психики конкретного ребенка, возраста и триггерных ситуаций. Существует ряд общих способов успокоения малыша:
- подробно проанализировать проблемную ситуацию, выявить пусковые механизмы истерики;
- с ребенком 4-5 лет возможно выйти на компромисс (не путать с манипуляцией) – предложить ему вариант решения проблемы, который устроит обе стороны;
- при невозможности компромисса создать иллюзию выбора – например, при отказе ребенка кушать рисовую кашу, предложить ему на выбор гречневую или перловую;
- с некоторыми детьми эффективно работают объятия в момент начала истерики;
- подавать пример собственным поведением – быть эмоционально сдержанным и дружелюбным взрослым;
- малышей до 4-5 лет можно перехитрить: при отказе собирать игрушки, предложить это сделать в игровой форме – “давай не будем складывать игрушки, а будем спасать их от носков, которые на них нападают” и т.д.
У истерики имеются “пиковые моменты”, когда никакие способы не эффективны. Пиковые точки сменяются спадом во время истощения. В такой момент и нужно “подловить” ребенка на один из способов успокоения. Эффективны также дыхательные успокаивающие методики.
В том случае, когда истерики случаются очень часто, а причины детского негодования найти не получается – лучше обратиться к детскому психологу. Специалист умеет найти правильный тон разговора, оценит психологический настрой ребенка.