Задержка речи
- Главная
- Все программы
- Задержка речи
Консультации психолога в Екатеринбурге: семейного, детского, подросткового; психолога для взрослых. Кто к нам обращается? Семьи с детьми, пары, взрослые. Вас беспокоят взаимоотношения с близкими людьми? Сохраняется чувство тревоги, беспокойства, разочарования...
Психологическое консультирование и психотерапия пользуются все большей популярностью и становятся очень востребованными. Качество жизни, здоровья и семейного благополучия имеют прямую зависимость от развития эмоционального интеллекта и работы над собой...
Содержание
Речь – важная функция высшей нервной деятельности, присущая исключительно людям. Речевые навыки начинают появляться у ребенка только в окружении других людей, способных к речи. В основе диагноза зрр, может быть, как серьёзное нарушение высших психических функций в целом, так и недоразвитие речевых навыков по разным причинам.
Подобные диагнозы корректируют не только логопеды, но и специалисты более узких направленностей. Ребенок должен пройти обследования, позволяющие выявить нарушения каких-либо сфер высшей нервной деятельности.
Задержку психоречевого развития чаще всего успешно корректируют. Для этого необходимо предпринять комплексные меры. Если у ребёнка в 2-2,5 года нет ни одного слова или очень ограниченный словарный запас – это повод для обращения к неврологу, сурдологу и уже после – к логопеду. Правильная диагностика и последующая коррекция позволят сделать жизнь максимально полноценной.
Определение
Проблема детских речевых расстройств находится на стыке неврологии и логопедии. При диагнозе «задержка речевого развития» страдают многие компоненты речи:
- недоразвитие словарного запаса;
- проблемы с правильными построениями грамматической конструкции;
- недостаток навыков связной речи;
- отставания в выстраивании фраз.
Задержку психо-речевого развития на 10% чаще диагностируют у мужского пола. Патология влияет на психоэмоциональное развитие, повышаются риски формирования психических расстройств. Признак недоразвития – если в 1-2 месяца нет гуления, в 4-5 отсутствует лепет, в 7-8 нет лепетных слов. Словарь начинает пополняться новыми словами у девочек немного раньше (с 9-10 месячного возраста), чем у мальчиков (с 11-12 месяцев). В 1,5 года малыш должен начать показывать жестами, понимать обращенные к нему фразы. С 3-х лет он демонстрирует фразовую активность, способен сказать простые связные фразы (“пойдем гулять в парк”, “кошка пьет воду” и т.д.). Признаки задержки способны проявиться в любом возрасте.
Причины
Причиной речевых дефектов нередко становится иной медицинский диагноз, затрагивающий особенности развития. К примеру: аутизм, генетические синдромы, ДЦП. Иногда темп развития речи замедляется по другим причинам: недоразвития слухо-речевого фактора, слабости мышц, отвечающих за формирование звуков, вследствие низкой речевой активности среды, неблагополучного психологического микроклимата в семье и т.п. Другие возможные причины задержки речевого развития:
- проблемы при внутриутробном развитии, травмы при родах или вынашивании;
- генетическая детерминированность дислексии;
- наличие иного психического заболевания или патологии головного мозга;
- недоразвитие мускулатуры рта, лица;
- повышение внутричерепного давления;
- патологии структурного строения языка, неба, уздечки;
- наличие хронических инфекций.
Симптоматика
У каждого человека свой индивидуальный темп развития речи. До возраста 1,5 года дети учатся понимать обращенную речь, а с 2-х лет у них формируется активная речь. Количество слов, которые ребенок способен понять (пассивный словарь) изначально больше количества слов, которые он способен произносить (активный словарь). При отставании пассивного и/или активного словаря происходит задержка навыков общения. Речевой аппарат наиболее интенсивно развивается в период от 1 до 4-5 лет. Задержку речевого развития (ЗРР) возможно заметить по следующим проявлениям:
- малыш до 12 месяцев не проявляет ярких реакций на внешние звуковые сигналы, сам не издает звуков или делает это редко;
- в 1 год и более ребенком не используется язык жестов – он не показывает на различные объекты пальцем, не машет “пока” когда прощается и т.д.;
- возраст от 17-18 месяцев в норме сопровождается имитацией окружающих звуков – если этого не происходит, стоит заподозрить ЗРР;
- малыш плохо воспринимает простую просьбу, обращенную к нему;
- заметен нестандартный тембр или тональность голоса (звуки “в нос”, скрипучий голос и т.д.).
Малышу до 8-9 месяцев свойственно реагировать на обращение мамы, поворачиваться в адрес голоса, замечать смену интонации – это норма. У детей с патологией нет лепетания, они не откликаются, если позвать их по имени. В 1-2 года ребенок задержку психического и речевого развития можно заметить, если присутствуют проблемы с глотанием, жеванием. Ребенок не способен отреагировать даже на простое слово, ответить на несложный вопрос.
Диагностика
Для выстраивания схемы лечения задержки речи, важно предварительно провести тщательную диагностику. Для выявления темпов речевого развития и последующего лечения зрр в первую очередь необходимо обратиться к врачу-неврологу. Даже если присутствуют явные признаки зрр, возможно, понадобится пройти инструментальные методики: ЭЭГ, УЗДГ артерий мозга, МРТ, ЭхоЭГ. Ультразвуковая нейросонография необходима для оценки состояния внутричерепных структур. ЭЭГ выявляет биоэлектрическую активность мозга, электронейромиография (ЭНМГ) исследует периферические отделы нервной системы. Обязательной является аудиометрия, оценивающая состояние слухового аппарата. В первую очередь ребенка стоит показать детскому неврологу, педиатру.
Лечение
Успешность лечения зпрр зависит от того, насколько рано выявлена проблема. На эффективность терапии влияет также ранняя диагностика патологии. В детском возрасте любые методы лечения предполагают комплексный подход, интенсивную совместную работу врачей, родителей, педагогов, психологов. Возможные методы коррекции:
- психолого-педагогическая коррекция, психотерапия;
- при необходимости – медикаментозная или хирургическая терапия;
- регулярное участие в логопедических занятиях;
- в зависимости от специфики проблемы может понадобиться транскраниальная микрополяризация – токовая терапия, воздействующая на речевые центры мозга;
- посещение сеансов общего и логопедического массажа;
- физиотерапевтические процедуры (например, магнитотерапия) и т.д.
Начинать лечение необходимо на ранних этапах патологии. Коллектив специалистов нашей клиники не только улучшит речевую активность ребенка, но и поддержит родителей, предоставит эффективные рекомендации. Любому ребенку с ЗРР необходимы занятия с психологом и логопедом. Для ребенка важна та среда, в которой он проводит большую часть своей жизни – семья. Следует создать приятную атмосферу в доме. Надо много разговаривать с малышом, четко выговаривая слова, акцентируя внимание на отдельных простых словах, внятно называть каждый объект.