Что важно знать о психосоматике и ее профилактике
Последнее обновление: 19.11.2021
Мне кажется, нет такого психолога, который бы не знал о влиянии неразрешенных психологических ситуаций на здоровье человека. По крайней мере мое ближайшее профессиональное окружение сильно озадачено тем, как донести до населения, что возникшие “из ничего” болезни – чаще всего являются симптомами душевного дискомфорта. Даже знакомая гастроэнтеролог, заведующая отделением крупного медицинского центра, поделилась со мной: “практически все мои пациенты – в первую очередь ваши клиенты. Они лечат свои желудки годами, тратят кучу сил, нервов и денег, не догадываясь, что источник их мучения лежит в подсознании”. И если эта статья заставит задуматься хотя бы одного человека, я буду счастлива
Продвинутым родителям и детям посвящается.
Как часто мы слышим и произносим фразу: «все болезни от нервов!» Пожалуемся друг другу на здоровье семьи, и отправляемся жить дальше привычной жизнью: стрессы, перегрузки на работе и на учебе, высокий темп городской жизни, огромные потоки информации, проносящиеся сквозь нас ежедневно. Разумеется, то, что мы едим и чем дышим, тоже вносит свой ощутимый вклад. Однако, создать здоровый психологический микроклимат в условиях современной городской жизни видится практически невозможным. Так, с каждым годом возрастает процент различных заболеваний у взрослых и детей, происхождение которых установить сложно. Параллельно с медициной: знаниями о физиологии человека, источниках заболеваний и способах их лечения, прогрессивными шагами развивается наука психология. Множество достоверных исследований, наблюдений и экспериментов показывают, что многие болезни, особенно возникшие на «ровном» месте, является лишь симптомом внутреннего психологического дисбаланса. А уже этот дисбаланс легко усиливается внешними факторами: недосыпом, плохой экологией, некачественным и несбалансированным питанием, перегрузками на учебе, на работе и т.д.
Есть такая народная мудрость: «где тонко, там и рвется». Получается, что у человека возникла психотравмирующая ситуация, которая осталась для него незавершенной. Лежит она тяжелым грузом в недрах подсознания и наматывает на себя новые подобные переживания. Человек ходит с этим грузом день, месяц, год, а ком в подсознании становится все больше. И, казалось бы, ничего не предвещало беды, а у него начинает развиваться и прогрессировать какое-то серьезное заболевание: опухоли, рассеянный склероз (чаще проявляется у женщин средних лет), эпилепсия (часто проявляется у подростков), болезни сердца и сосудов (часто проявляются у мужчин старше 35 лет), язвы, нейродермиты и прочие неприятности. Либо проявляется вполне обычный симптом, например, насморк, который повторяется несколько раз и становится хроническим, что тоже не особо радует.
Какие следующие действия человека и членов его семьи? Конечно, лечение. А лечение чего и чем? Разумеется, симптомов медикаментами. И, безусловно, эти действия оправданы: если уже дошло до болезни, нужно лечиться. Однако, достаточно ли только медикаментов для полного выздоровления? Является ли это гарантом излечения? И о чем важно знать, чтобы избежать повторения обострений и болезни?
Вспоминая метафору основателя психоанализа об айсберге, стоит помнить, что есть невидимая его часть, та самая тайна, покрытая мраком. Она постепенно истощает ресурсы организма, ломая его на физическом уровне. И сколько бы человек ни лечил очевидный симптом, причина остается и продолжает подрывать здоровье. Разумеется, справляться нужно как с серьезными симптомами, (что является задачей профессиональных медиков), так и работать с причиной, в чем поможет грамотная и качественная работа психотерапевта.
Я бы не стала об этом говорить, если бы не убеждалась в пользе личной психотерапии с моими терапевтами и не видела результатов на своих клиентах. Да, у каждого практикующего терапевта для того, чтобы оставаться профипригодным , обязательно должна быть регулярная работа с собой. Порой удивляюсь, что сама не могу разобраться без участия специалиста с очевидными на первый взгляд вещами. И как много забытых, незавершенных, разрушительных, непонятых в свое время событий и переживаний, которые человек вытесняет в свое единственное и неповторимое тело. Так же как и хирург не может сам сделать себе полостную операцию, даже самый опытный психотерапевт или психолог в своей головоломке разобраться не сможет. Только в моей практике есть случаи избавления от эпилепсии, ожирения, мигрени, хронического насморка, нейродермита, бесплодия и других недугов с помощью психотерапевтической проработки. И это только одна строка из тысячи, перечисляющая болезни тела, которые идут «от нервов».
Жизнь в современных городах западных стран также полна событий, нагрузок, стрессов. Науки медицина и психология там движутся вперед. И даже при том, что медицина продвинулась достаточно далеко и ее высокий уровень признается во всем мире, значение психотерапии на западе также сложно переоценить: практически каждый человек, заботящийся о своем благополучии и благополучии семьи регулярно посещает психотерапевта. Для многих западных людей это привычное дело.
К сожалению, в нашей ментальности пока еще имеет место стереотип: «к психологу, а тем более психотерапевту обращаются психи, а я нормальный!» Хотя многие уже поняли: серьезными и пограничными отклонениями занимается психиатр, незначительными – клинический психолог, а к психологу и психотерапевту ходят исключительно психически нормальные люди. Делается это как раз для профилактики психосоматики и избавления от нее. Иными словами, основными задачами психотерапии является: сохранение физического здоровья человека и его гармоничные отношения с другими людьми во благо его самочувствию.
К слову, у детей психосамотические реакции проявляются быстрее, чем у взрослых: например, ссоры или болезни родителей, новый коллектив, смена обстановки – практически сразу могут дать сбой в самочувствии ребенка.
С тем, что все родом из детства, слышать мне доводится все чаще и это, действительно, так. Много работая с детьми, я все больше понимаю – важно закладывать прочный фундамент уже сегодня, чтобы в перспективе ребенку жилось легче и интереснее.
Отличной профилактикой заболеваний и проблем, вызванных психологическими причинами, является:
- Развитие эмоционального интеллекта ребенка. Это фундаментальная задача опытных тренеров-психологов и, безусловно, родителей. Правда многим родителям нужно самим освоить ряд приемов и техник, поработав над своим EQ*. Это именно то, что позволяет осознавать в моменте, что со мной происходит, чувствовать своего собеседника и как выстроить общение, чтобы сохранить взаимопонимание. Проще говоря, это то, что позволяет не загонять негативные состояния и эмоции в свое тело, а раскрывать их и конструктивно завершать неприятные ситуации с полезными для себя приобретениями в виде: опыта улаживания конфликтных ситуаций, уверенности в своих силах и в себе, адекватной самооценки и т.д.
- Развитие физического и творческого потенциала: обязательные составляющие гармоничного развития личности ребенка. Эти вещи являются незаменимыми для снятия зажимов, избавлении от накопленного напряжения. Родителям и педагогам важно помнить: творческий и физический потенциал ребенка достаточно просто затоптать, применяя ко всем единый подход и оценивая достижения. Доверять стоит тем специалистам, которые действительно используют индивидуальный подход, не сравнивая ребенка с другими детьми. Специалистам, которые видят сильные стороны ребенка и помогают ему опереться на них, удается творить чудеса. Хотя на самом деле, все чудо внутри самого ребенка, главное, найти подход.
- Интеллектуальное развитие, или развитие высших психических функций (ВПФ): особенно памяти, внимания, системности мышления. Это база, формирующая интеллект ребенка.
Здесь же считаю нужным добавить немного об относительно молодом направлении в нашей стране – нейропсихологии. Существуют специалисты нейропсихологи, которые способны продиагностировать зоны роста ВПФ ребенка и помочь отладить их работу с помощью курса нейрокоррекции. При этом также доверять стоит только грамотным психологам, использующим индивидуальный подход. Нейрокоррекция показана детям:
- рожденным с помощью кесарева сечения;
- имеющим продолжительное время после рождения повышенный билирубин (свыше 256 мкмоль/л);
- имеющим родовую травму;
- с повышенным или пониженным тонусом;
- часто болеющим простудными заболеваниями, в том числе на первом году жизни (бронхо-легочные, отиты, атопические дерматиты, лечение антибиотиками);
- имеющим травмы головы, получение общего наркоза;
- мало ползавшим или не ползавшим совсем;
- ходил на цыпочках или поздно начал говорить;
- гиперактивным или излишне медлительным;
- импульсивным, раздражительным или излишне конфликтующим с другими детьми;
- быстро утомляемым, с трудом засыпающим;
- не сразу откликающимся и понимающим обращенную к ним речь;
- пишущим неразборчиво, плохо усваивающим учебный материал;
- при чтении проглатывающим окончания, «угадывающим» слова;
- плохо запоминающим, сравнивающим, обобщающим;
- пишущим и рисующим левой рукой;
- имеющим задержку формирования мелкой моторики;
- не способным описать картинку, скопировать рисунок;
- пропускающим, заменяющим буквы, пишущим их зеркально;
- двигающим ногами, языком при письме или рисовании;
- с трудом сидящим на одном месте 15 минут;
- невнимательным, рассеянным, с трудом доводящим дела до конца;
- часто отвлекающимся, не способным сосредоточиться, долго делающим домашнее задание;
- неуклюжим, часто спотыкающимся, излишне травматичным;
- имеющим в анамнезе – ПЭП,ММД, СДВГ, ЗПР, гипертензионный синдром**.
Эти проявления могут служить индикаторами незрелости нейронных связей коры и подкорковых структур головного мозга, что после 13 лет исправить уже практически невозможно.
Отношение к ребенку в семье: внесение даже небольших качественных изменений в систему отношений с ребенком (дать возможность проявить самостоятельность, похвалить за то, что казалось само собой разумеющимся), может в разы снизить психологическую нагрузку на него и членов семьи.
Надеюсь, эта статья и простые, доступные рекомендации помогут вам своевременно сберечь здоровье вашей семьи.
*EQ – коэффициент эмоционального интеллекта
** – источник В.С. Колганова «Нейропсихологические занятия с детьми», том 1.