Психология детского спорта и может ли спорт навредить ребёнку?
Последнее обновление: 22.11.2021
Сам по себе спорт вредить психо-эмоциональному развитию ребенка не может. С другой стороны, хотелось бы понять, что скрывается за фразой «занятие спортом». Взять, например, такую ситуацию: мама хочет вырастить из ребенка профессионального спортсмена, сделать из него чемпиона. А у малыша – совсем другие интересы, или неспортивный характер, или недостаточно собственного желания, мотивации, которая, к слову, еще не созрела у детей дошкольного возрасте. Тогда занятия спортом могут вызывать такие же последствия, как в случае эмоционального насилия над ребенком. Если же мы говорим о тренировках, от которых малыш получает удовольствие, бежит в секцию вприпрыжку, любит тренера, охотно общается с другими детками, то такой спорт полезен, и он, к слову, развивает не только физическую форму, но и эмоционально-волевую сферу. Ребенок учится сталкиваться с трудностями, преодолевать их, ставить себе задачи.
Также, отмечу, что полезен не только спорт организованный. Просто выйти во двор попинать с родителем мяч – тоже круто. Семейный досуг благотворно влияет на эмоциональный интеллект малыша посредством общения с родителями.
ЧТОБЫ СПОРТ НЕ НАВРЕДИЛ, важно, во-первых, учитывать психо-эмоциональный отклик ребенка. Если малыш без особого интереса или желания соглашается пойти в секцию или, более того, противиться «не хочу, не пойду, не буду», очень важно выяснить, что ребенку не нравится. Этот вопрос особенно актуален, если, например, ребенок начинал ходить в секцию, а потом вдруг резко перехотел. Здесь обязательно надо понять, что произошло. Это была смена тренера или программы или у ребенка какая-то неудача возникла? Может, он с чем-то не справился? Важно учитывать эти сигналы и поддерживать малыша. В случае, если у ребенка что-то не получилось и он расстроился, расскажите ему о спортсменах, которые многого добились, покажите, через что им пришлось пройти. Чтобы ребенок понимал, что если у него случилась неудача – это не повод бросать занятия, а повод – задуматься о том, что можно улучшить, что можно усилить.
Во-вторых, у детей могут болеть связки от растяжек, и в определенном возрасте (обычно после 6 лет) начинают болеть мышцы после нагрузок, а в 9-10 лет активно растут суставы и доставляют дискомфорт. Этот фактор может стать причиной тревоги у ребенка и нежелания идти заниматься. Тут важно просвещать его, говорить, что это нормально, что так бывает.
В-третьих, важно понимать родителям, что дети довольно быстро утомляются, поэтому им нужно качественное восстановление. Здоровый сон, здоровое питание, прогулки на свежем воздухе, и счастливые родители рядом, которые обеспечивают ему чувство безопасности.
В-четвертых, важно помнить про такой фактор, как сравнение. Сравнения ребенок переживает достаточно болезненно, даже если он не подает виду. Сравнений нужно избегать, причем как в негативном, так и в позитивном ключе. Важно внимание ребенка сосредоточить на том, что у него не получалось вчера, но уже сегодня выходит. И тогда мы говорим про «здоровое сравнение» себя самого с собой вчерашним. То есть важно показать малышу его прогресс.