Нейропсихолог о вреде раннего обучения и здоровом развитии ребенка
Последнее обновление: 19.11.2021
Всякий раз читая труды современных умнейших нейропсихологов, думаю, как мало еще современные родители в общей массе знают об этапах развития и формирования тех основ детской дошкольной психики, на которых позже строятся мотивация к учебе, успех в школьной деятельности, нормальное общение и взаимодействие со сверстниками, физическое здоровье и многое другое.
С чем связаны эти мои мысли и опасения? А с тем, что я наблюдаю вокруг и с чем сталкиваюсь в своей практике.
Ошибки акушеров, гаджеты, как ни странно, школы раннего развития и обучения, английский с трех лет… и это только небольшая часть известных нам факторов, мешающих правильному развитию головного мозга дошкольника.
Цитирую нейропсихолога А. В.Семенович: “Правильная квалификация и своевременное формирование у ребенка пространственных представлений – одно из важнейших условий повышения его достижений” и перевожу на доступный русский язык. Есть такая основа развития человека – ориентация в пространстве – своего тела, внешнего мира (расстояний, размеров, форм и т.п.), за которое отвечает правое полушарие головного мозга. То есть, ученая говорит о том, что структуры мозга, отвечающие за развитие пространственных представлений, определяют успешность человека и качественное развитие других (вторичных) функций: зрительной и слуховой памяти, внимания, речи, мышления, короче говоря – интеллекта. И чтобы тот самый интеллект был в норме, или если амбициозные родители хотят – выше нормы, важно заложить прочный фундамент из пространственных представлений!
Ребенку до 6 лет особенно важно:
- двигаться (прыгать, бегать, изучать мир вокруг в движении);
- наблюдать за объемным миром, а не плоским изображением на экране гаджетов;
- изучать своими шаловливыми ручками разные предметы, формы, размеры, сравнивая, разбирая и собирая их.
У ребенка дошкольного возраста ведущую нагрузку на себя берет правое полушарие. И тут самое время развивать пространственное восприятие мира в естественной среде: двигаться: по квартире, во дворе, на природе! Длинными морозными вечерами: лепить, конструировать, кромсать бумагу, вырезая разные формы и т.п.
А какая реальность у современных детей? Чаще это группа детского сада (благодаря чему в основном сейчас и формируются пространственные представления), дом, двор, в которых воспитатели и родители беспокоятся из-за подвижности детей, иногда даже ограничивая ее; еще – мультики и игры на планшете. После садика в лучшем случае дети идут на танцы, карате, плавание, батут, короче говоря, в спортивную секцию, реже – на прогулку поиграть на свежем воздухе. И хорошо если это секция или прогулка!
Но я часто слышу от родителей: нам некогда гулять, у нас же развивашка, подготовка к школе с 4х лет, английский, немецкий… На мой вопрос: в какой форме дети там занимаются и как организованы занятия? Часто слышу ответ: “в игровой… сидят (в кабинете 3 на 3 метра, в лучшем случае на коврах, или стульчиках, в выдающихся – за партами!), немного двигаются. По часу, по два, 2-3 раза в неделю…” Спрашиваю: “И что же вы там делаете?” – “Учим буквы, цифры, читать учимся…” “В школу когда идет?” “Через два года, но уже пора заниматься, а то потом не втянется!”
А что я чувствую, когда открываю сайты, типа “Умницы” – развитие по системе Домана (кстати, где чаще пропущен основополагающий доманский этап – движения) с 8 месяцев?! “Каждый день показывайте ребенку карточки со словами и изображениями животных, пород собак и т.п. начиная с 5 показов в день, заканчивая 105ю каждые три часа”… Только купите у нас этот комплект за 7 тысяч и вы – родитель Гения! Это какая нагрузка на правое полушарие? И зачем это вам? Поверьте, если вы просто поползаете вместе, макароны с пола пособираете, толка и веселья для обоих будет куда больше!
Думаю, вы уже поняли, что ни один нейропсихолог не поддержит инициативы раннего “обучения”. А почему?
Потому что, говоря относительно научным языком, то самое правое полушарие ребенка, вместо пространственно-двигательного развития в свободной среде, нагружается кучей ненужных ему пока образов: букв, цифр, а еще и слов, и не только русскоязычных. В итоге мы имеем детей, которые к школе не только устают от этих занятий (а ведь за результат еще и оценки ставить начинают), но и не имеют пространственной базы, чтобы разобраться в хитростях школьных понятий, правилах и закономерностях.
Зато они знают всех птиц и рыб южной америки, зазубрили все неправильные глаголы и умеют считать до тысячи (и иногда когда просишь посчитать в обратном порядке – уже начинаются проблемы).
Я искренне призываю родителей: действовать на опережение с умом, не лишать детей правильного здорового детства, а себя – перспективы радоваться за его школьные успехи во время учебы в школе.
Если у Вас нет представления, как подготовить ребенка к школьным нагрузкам заранее, и Вы считаете нужным это делать – лучше обратиться к сторонникам экологичного и здорового подхода, к специалистам-нейропсихологам. Ведь можно пройти диагностику и работать целенаправленно и с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Подготовка к школе с нейропсихологом дает соответствующие возрасту и конкретному ребенку нагрузки, а как следствие, устойчивые позитивные результаты.
Приведу один из многочисленных примеров: историю хорошо знакомых мне людей. Мальчик проходил подготовку к школе с 5 лет в одном из самых лучших и сильных центров нашего района. Он, действительно, узнал цифры, выучил буквы, научился читать. Семья посвятила 2 года дошкольной подготовке и казалось бы заложила хороший фундамент. Родители ведут ребенка в первый класс. Прошел учебный год: мальчик не понимает смысла прочитанного, не может пересказать историю, не умеет производить простых арифметических действий без ошибок. Встают вопросы, почему так и что делать, ведь сейчас уже начнутся оценки? Педагоги на эти вопросы вряд ли смогут ответить, ситуация находится вне их компетенций и времени. Здесь в первую очередь стоит обратиться к психологу-нейропсихологу и проработать то, чего не может дать обычная школа раннего развития. И лучше, чтобы визит к этому специалисту был нанесен до того, как вы отправите ребенка на какую-либо подготовку, ментальную математику, “пиши-читай-считай-ку” и так далее. Диагностика показала, что у ребенка слабо развита функция правого полушария и межполушарное взаимодействие, а также снижена функция обработки звуковой информации, плюс энергитический ресурс головного мозга быстро истощается. При такой картине классические дошкольные нагрузки точно были лишними. Чтобы мальчик вышел на уровень успеваемости и понимания материала, необходимы нейрокоррекция, определенные спортивные и творческие нагрузки. И нужно успеть предпринять эти меры в ближайшее время.
Любите своих детей, говорите с ними, и помогайте им осваивать мир во всех его пространственных проявлениях, воспитывайте личным примером и договоренностями!
Метка:Дошкольники, Раннее развитие