Нейрокоррекция без нейропсихолога: три “против”
Последнее обновление: 19.11.2021
Недавно на одном из популярных родительских форумов увидела тему: “самостоятельные занятия нейрокоррекцией”. Стала читать, осталась встревоженной и удивленной. Многие родители в полной уверенности, что они сами могут вести нейрокоррекционные занятия дома по конспектам. Одна из мам написала, что нашла подробные конспекты и готова была поделиться с другими. Я понимаю: то, что мы делаем с детьми кажется занимательной физкультурой, а еще подышали немного, подули на перышки, подвигали глазками, в общем, все так просто и понятно! Допущу, что есть и “специалисты”, причисляющие себя к нейропсихологам, работающие четко по чьим-то конспектам и дающие одинаковую нагрузку каждому в группе детей из 6 (а то и больше) человек. Однако, на самом деле это ложное впечатление, а уровень подготовки специалистов, действующих только по шаблону, для меня лично остаются под большим сомнением.
Постараюсь прозрачно и на примерах аргументировать свою позицию.
ПЕРВОЕ “против”: отсутствие индивидуального подхода, а каждый ребенок уникален. Также как уникальны проявления его задержек и сохранных функций головного мозга, которые мы имеем в виду при работе. Соответственно, и подход строится исходя из актуальной и желаемой ситуации (реальность и цель работы). И кому-то я осмысленно могу дать задержку дыхания на счет 1-3, а кому-то на 1-5, с кем-то я буду усложнять и расширять всю программу от раза к разу, а с кем-то мы задержимся на одном и том же способе ползания, потому что движение еще не отработано. Именно поэтому я сильно сомневаюсь в компетентности родителей, которые никогда в жизни не учились на факультете психологии, не имеют отношения к мед. и спец.психологии и не имеют хотя бы 3-летней практики работы с телесностью.
ВТОРОЕ ” против”: большие сомнения в систематичности, а точнее ЕЖЕДНЕВНОСТИ качественных домашних занятий на протяжении всего курса. Эти сомнения возникают при наблюдении за тем, как родители с детьми выполняют домашнее задание. Я сразу вижу тех детей, которые занимались дома систематично каждый день, и тех, кто делал все “для галочки” или не делал совсем. Сказать к слову, не каждый ребенок станет дома с родителями серьезно заниматься больше 10-15 минут, я это понимаю. Но даже этого может быть достаточно для минимальной отработки заданий. На следующем занятии я смотрю на готовность к усложнению: если движение, либо процесс еще не отработаны, нет смысла усложнять его ход, иначе ошибки начнут нарастать как снежный ком. Много ли среди Ваших знакомых взрослых, которые систематично по конспектам или видео занимаются хотя бы зарядкой? А если и занимаются, то делают ли все упражнения правильно? Также и в коррекции, разница лишь в том, что при неверном выполнении тех же приседаний, человек максимум повредит коленные связки или суставы, а при неверной коррекции – мозг начинает функционировать не так как нужно. Занятие коррекцией длится 1 час, то есть 2 часа в неделю вы встречаетесь с тренером-нейропсихологом, который дает корректные методичные нагрузки, подходящие Вашему ребенку. В случае, когда дома что-то было отработано с ошибкой – через 2-3 дня есть шанс поправить ситуацию и выйти успешно и своевременно на новый уровень. Картина: 2 месяца ежедневной работы дома 2 раза в неделю по часу и в промежутках по полчаса (в идеале), у меня вызывает сомнения.
ТРЕТЬЕ “против”: некомпетентность родителей в виду отсутствия специальной подготовки. К примеру, исследования и наблюдения показали, что занятия двигательной коррекцией к 5-7 занятиям дают повышенный уровень агрессии у ребенка, опять же, у каждого – своя степень возбудимости. И здесь задача специалиста с этим напряжением грамотно поработать. Кроме того, стоит учитывать и психологический фон, который влияет на ребенка и при необходимости параллельно вести работу в психологическом или психотерапевтическом ключе.
У меня в практике была ситуация, когда ребенок из-за определенных трудностей в общении со сверстниками физически не могла выполнять ни дыхательные, ни двигательные упражнения. Тонус мышц был здорово повышенным, нервное напряжение и степень подавленных негативных эмоций была также очень высока. Если бы у меня не было практики психологической работы и определенных знаний телесности, я могла не обратить внимания на первые симптомы и продолжать коррекцию. Такие действия могли только усугубить ситуацию и привести, например, к нервному срыву. Коррекция была приостановлена, и я приняла решение работать в терапевтическом подходе. Несколько психотерапевтических сеансов помогли снизить уровень напряжения и снова приступить к коррекции.
Другой ребенок пришел ко мне с признаками гиперактивности, нарушенным балансом энергетического блока мозга и сниженным самоконтролем. Его степень напряжения и повышенный тонус давали о себе знать много раз. Разумеется, я стану выполнять с этим ребенком больше упражнений на улучшение функционирования лобных долей (программирования и контроля), при этом активные двигательные динамические нагрузки будут в определенной пропорции чередоваться с расслабляющими и статичными, и последних будет больше. У ребенка есть прогресс после 7 занятий, что отражается не только на школьной успеваемости, но и на уровне возрастных страхов и тревожности: они стали беспокоить семью гораздо реже. Это может говорить о том, что грамотная коррекция может стать причиной снятия проблем и на психологическом уровне.
Параллельно у меня могут начинать индивидуальную коррекцию несколько детей, и для каждого у меня свои конспекты и задания, частота и количество повторений. Рисунок коррекции у каждого индивидуален. Работая с мини-группой, я даю и общие, и персональные задания каждому. Их домашние задания также на 50% отличаются друг от друга.
Зная все это изнутри, я недоумеваю, как можно сделать универсальные конспекты, которые подойдут каждому? Я допускаю, что такие вещи можно и нужно создавать, но не для всех, а для специалистов, имеющих сильную теоретическую и, желательно, практическую базу. Такие примеры занятий есть, например, у Колгановой В.С., у Семенович А.В. Представляю как книгу Колгановой берет мама ребенка, у которого есть проблемы с шейными позвонками (врожденные вывихи, либо приобретенные изменения) и начинает выполнять упражнение “Фараон”, или многим известную “качалочку”: боюсь фантазировать о последствиях. Думаю, нагнетать дальше смысла нет.
В завершение рассуждений хочется сказать: самое безобидное, что может быть при самостоятельной работе – отсутствие результата, либо его эфемерный эффект. И тогда мама с полной уверенностью скажет: ерунда эта коррекция, эти техники не работают. А печальное – усиление симптомов, некорректное созревание нейронных связей и функций головного мозга, повышенная возбудимость либо торможение психики, с чем рано или поздно все равно придется обращаться к специалистам.
Надеюсь я смогла доступно проинформировать тех, кто думал о коррекции своими силами. Ведь это не ремонт дома или машины, с чем можно справиться самим, это ваши дети. И их здоровье лучше доверять только профессионалам. Чему-то же они учатся долгие годы и для чего-то проходят периодические супервизии, повышения и подтверждения квалификации.
P.S. Еще раз напоминаю, если Вас тревожит что-то в вашем ребенке: школьная неуспеваемость, легкая возбудимость, низкая концентрация внимания, непослушание, были проблемы в истории Вашей беременности, родов или задержки развития на первом году жизни – пройдите НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ДИАГНОСТИКУ и попросите нейропсихолога прокомментировать результаты, чтобы предельно понять, что делать дальше и для чего.